От редактора:

Рассказ о Рокфеллер Центре довольно интересен с той точки зрения, что изначально проект задумывался отнюдь не для извлечения дохода. Тем не менее, его история стала историей одного из самых прибыльных начинаний в области недвижимости.
leg1.jpg - 9389 Bytes


Rockfeller Center



Рокфеллер Центр был одним из немногих крупных строительных проектов в 30-х годах, которые были реализованы без участия государственных или общественных фондов. Этот проект был и остается, пожалуй, одним самых из успешнейших, что обеспечило ему всемирную славу.


lgn2.gif - 10246 Bytes
Джон Рокфеллер арендовал в 1928 году участок невдалеке от Columbia University сроком на 46 лет. Ежегодно он был готов выплачивать около 4 млн. долларов - 10-кратную ренту этого участка. Такое филантропство объяснялось двумя моментами - семья Рокфеллеров проживала совсем неподалеку и уже имела в собственности значительные земельные участки, рядом с этим местом. К тому же в 1928 имел место бум на рынке недвижимости, предшествовавший биржевому краху. Рокфеллер рассчитывал на значительную выгоду после возведения нового здания Metropoliten Opera (старое место не удовлетворяло директора известнейшего театра по той причине, что соседствовало с промышленными районами). Интересно, что позже магнат неоднократно призывал оперную компанию вернуться к планам переезда в новое здание, построенное им где-нибудь еще, однако каждый раз он получал отказ. История эта закончилась лишь когда опера все же переехала в часть нового комплекса Центра Искусств Линкольна, который не имел к Рокфеллеру отношения.

Земельный участок, который арендовал магнат был огромен, так что сразу было непонятно - что и как здесь строить. Вдобавок, по нему проходила ж/д линия "надземки". Команда архитекторов долго билась над тем как реализовать проект, причем рассматривались варианты как с оперным зданием как главной особенностью нового комплекса так и без оперы. А над всей работой висели новости "Великой депрессии" - падение цен аренды, безработица, неопределенность ситуации. Создатели стремились создать нечто неповторимое, однако при этом ориентировались на традиционные приемы и обычные строительные материалы. Одной из их идей было создать небольшую площадь рядом с основным зданием, которая бы окаймлялась новыми улицами (эта площадь каждой зимой становится ледовым катком) в центре города.

В результате был создан целый комплекс зданий, который теперь и называется Рокфеллеровским центром. Строительство было закончено к 1940 году.

Потерпев неудачу с оперой Рокфеллер обратился к массовому искусству. Новое здание заполнили радиостанции, киностудии, небольшие театральные компании. Одно из зданий комплекса было отведено под личную резиденцию Рокфеллеров (в ней проходят приемы). Рядом расположились магазины, издательства и мн.др. Не забыл владелец и об идее сдавать площади в аренду. Для этого было выделено отдельное (относительно невысокое) здание рядом с Пятой Авеню. Такое соседство обеспечило поток арендаторов из мира бизнеса. Интересно, что на волне успеха, в дальнейшем, Рокфеллер расширил свой комплекс и за пределы отведенного первоначально участка - за Шестую авеню. Новые площади также сдавались в аренду бизнесменам.

В целом, проект может быть оценен как чрезвычайно рискованный вследствие высокой его стоимости и не слишком удачного времени реализации. Однако, как уже отмечалось, Центр был открыт лишь в 40-м году, когда экономика Америки была на подъеме. К тому же, предпринятое перепрофилирование позволило стать Рокфеллер Центру символом коммерческого успеха.



|| E-MAIL || ОГЛАВЛЕНИЕ || ГОСТЕВАЯ ЦАРН