От редактора:

За Интернетом как информационным ресурсом - будущее. Что Интернет может дать участникам рынка сейчас или в ближайшее время - вот основной вопрос этой рубрики.


Окна в Европу - есть ли смысл в англоязычных сайтах?

Юрий Кочетков /ЦАРН, Москва/

Где-то порядка полутора лет тому назад, я задал коллегам вопрос в Виртуальном Клубе Риэлторов - насколько перспективны международные контакты для агентств, какую роль играет Запад в бизнесе по недвижимости, имеет ли смысл работать в этом направлении. Ответы больше сводились к следующему: "Знаем только одно Зарубежье - ближнее". Еще мне очень понравилось замечание о том, что, мол, раздаем визитки на конференциях буржуинам, а толку - никакого. Последняя сентенция напомнила аналогичное высказывание про Интернет: "Вот сделали сайт агентства, а никто через него не приходит!".

Оно - да, оно - конечно. Только сайта или визиток маловато. Нужно еще и маркетингом позаниматься в полном объеме этого буржуазного слова. Вроде бы.

Тем не менее, судьба (в виде руководства ЦАРН) дала шанс попробовать напрямую изучить влияние западного недвижимостного сообщества на наш российский бизнес. Я, с помощью естественно своего веб-дизайнера, сделал англо-язычный сайт ЦАРН.

Задачи ставились самые общие: проверить эффективность таких сайтов, активность западных коллег, некоторые известные закономерности.

Первое с чем пришлось столкнуться - чрезвычайно трудно раскрутить русский сайт (пусть и на английском) на Западе. Не скажу, конечно, что предпринимались чрезвычайные усилия, баннеров не покупали, дорвэи не делали, но факт остается фактом: в среднем на заглавную страницу заглядывало по 4 визитера в день. Одной из неудач считаю то, что, к примеру, не удалось прописаться в каталоге Yahoo. Впрочем, многие отмечают невероятную трудность решения этой задачи.

В любом случае, столь низкая посещаемость - результат общего невысокого интереса к бизнесу в России. Львиную долю трафика давали каталоги, в первую очередь - IRED, NETSCAPE, GOOGLE. Из поисковиков выделялась знаменитая Альтависта, в целом же, на долю "энжинов" приходилось лишь 8% трафика.

В итоге набежало за год чуть более 1200 визитеров. И на подстраницы напрямую где-то еще две-три сотни. А в то же время западные специалисты отмечали, что в Интернет-недвижимости работает такая закономерность: 10000 визитеров - одна сделка. Т.е. на какой-то эффект рассчитывать рано. Но что удивительно, наш сайт умудрился обеспечить тоненький ручеек потенциальных клиентов.

Я не говорю о десятке предложений в месяц купить участок под Онтарио или прекрасную виллу во Французской Ривьере. От такого добра не успеваешь очищать почтовый ящик. Я говорю о других клиентах. За год поступили два заказа на исследование сегментов российского рынка недвижимости, три просьбы подыскать (небесплатно) помещения в Москве в аренду, одно предложение по организации филиала американской брокерской компании в Москве и одна просьба провести оценку квартиры, правда, в Минске.

Помимо этого, регулярно поступают предложения помочь приобрести недвижимость в России. Но проработка этих предложений обнаружила серьезную закавыку. Почти во всех случаях эти предложения имеют под собой задачу отмывки "грязных" денег через российскую недвижимость. Понятно, что с такими клиентами лучше не связываться.

Помимо предложений по бизнесу в недвижимости, приходят и иные варианты, видимо вследствие того, что наш эл.адрес был занесен в коммерческие рассылочные листы. Наиболее интересными (в беллетристическом смысле) были объемные письма родственников некоего погибшего руководителя африканской страны Нигерии. Предлагалось освоить 60 миллионов долларов наследства этого президента путем вложения их в бизнес где-нибудь в России. Миллионы находятся в западных банках. При этом упоминалась одна препона - злобный диктатор, засевший в этой самой африканской стране, третирующий сих родственников. В дальнейшей переписке предлагалось помочь этим родственникам выбраться из страны, после чего, дескать, и начнем перекачивать вам миллионы. Дело за малым - переслать нам несколько сотен долларов, а то до западных банков, понимаете ли, не дотянуться. Железный занавес, ятить его. А также послать все данные по своему загранпаспорту. Зачем - полагаю, понятно.

Думаю, кто интересуется западной криминалистической литературой, узнал известную схему аферы наших темнокожих друзей. Раньше такие письма рассылались по обычной почте сотням директоров и президентов различных фирм. Теперь дело пошло через электронную почту. Варьируются имена этих родственников, степень родства (обычно - вдова, или дети, или братья). Но смысл остается тот же - делайте взносы, господа!

Ну, это - так. Лирическое отступление-предупреждение для тех, кто питает пристрастие к бесплатному сыру больших объемов. Россия, несомненно, родина слонов, но в Африке народ тоже не лыком шит. Вернемся к нашим баранам.

Итак, на 1200 визитеров пришло семь реальных клиентов, из которых по двум вариантам удалось отработать. Помимо этого, завязались контакты еще с четырьмя западными исследователями по недвижимости, возможно, в будущем это тоже может пригодиться для плодотворного сотрудничества.

Так стоит ли риэлторским агентствам и оценочным фирмам делать англоязычные сайты? Ответ - несомненно. Но только этого одного - явно недостаточно. Нужно вести планомерное продвижение своего сайта в западных маркетинговых системах, число клиентов, ведь, пропорционально трафику. Нужно обеспечить четкую обработку поступивших заказов и предложений, наладить, что называется, офф-лайновую часть. Сайт - это только часть презентационно-маркетинговой политики фирмы, нелепо от него ожидать прямых доходов. Но с другой стороны - это прекрасная возможность выйти на рынок с невероятными инвестиционными возможностями. Остается только им соответствовать.



|| E-MAIL || ОГЛАВЛЕНИЕ || ГОСТЕВАЯ ЦАРН