От редактора:

За Интернетом как информационным ресурсом - будущее. Что Интернет может дать участникам рынка сейчас или в ближайшее время - вот основной вопрос этой рубрики..


Интернет и недвижимость:
давай пожмем друг другу руки…

Юрий Кочетков (ЦАРН)

Идея о том, что недвижимость можно продавать через Интернет взволновала риэлтеров мира еще в начале 90-х. Казалось бы чего проще - заменить газетные листинги элегантными веб-страничками. Американские риэлторы колебались недолго, а лучше сказать - совсем не колебались, и к сегодняшнему дню только ежегодное вложение Американской Гильдии Риэлтеров в Интернет-индустрию недвижимости достигает семизначной цифры. Трехмерные технологии позволяют повертеть выбранный дом во всех направлениях, осмотреть соседей, зайти вовнутрь и совершить экскурс по комнатам. А если вам кажется слишком завышенной цена, то предложат взглянуть на цены последних сделок со сходной недвижимостью в этом же районе. Можно представить - насколько это все окупаемо, если только вложения Америки в строительство жилья за год превосходят весь годовой бюджет России. Но это - у них, а у нас?

А у нас - в квартире газ. И еще - водопровод. Вот. Про вид из окна и характеристику квартала уже узнать на сайте риэлтерского агенства удается редко. Не говоря о трехмерных изображениях, даже простые фотографии выставляются для одного объекта из сотни. И клиент еще должен сказать спасибо, если предложения относятся к текущему году, а не к двум прошедшим.

Положение дел в области пересечения Интеренет-индустрии и риэлтерского дела было охарактеризовано летом 1999 года на конференции "Маркетинг в Интернете" следующим образом: "Существуют два контингента наиболее твердолобых потенциальных клиентов: туристические компании и риэлторские агенства". Впрочем, не все так страшно. Постепенно все больше и больше руководителей приходят к пониманию, что Интернет способен если уж не напрямую продавать объекты, то - способствовать привлечению внимания клиента к агенству. Риэлторы обзаводятся качествеными сайтами и серверами, развивают глобальные листинговые базы данных. Появились первые ласточки-баннеры на просторах Рунета (русскоязычного Интернета). Наконец, успешно функционируют Виртуальный Клуб Риэлторов, аналитические и информационные сайты РГР, дайджест электронных новостей А.Веялиса Re:View.

Если мы зададим вопрос - в каком городе вращается самое большое количество денег в сфере недвижимости, то без сомнения ответ - Москва. Однако, если спросить - какой город активнее всего задействует Интернет в этом бизнесе, то получим совсем иной ответ - С-Петербург. Некий парадокс - неужели весь потенциал Москвы, интеллектуальный, финансовый, технический, оказывается недостаточным для того, чтобы использовать Сеть на все 100%? Или дело в упомянутой твердолобости?

Интересно провести другое сравнение - активность частных лиц и "черных" маклеров на электронных досках объявлений по продаже недвижимости в Москве и С-Петербурге. Ну, здесь все в порядке, Москва лидирует с громадным отрывом. Налицо существование разрыва между спросом и предложением. Правильнее назвать - незадействованного потенциала.

На ряде серверов обоих столиц присутствуют модули оценки квартир потенциальных продавцов. Введя незначительное количество параметров своей квартиры вы можете узнать возможную цену её продажи. Правда, с точностью плюс/минус 10-30%, так как в качестве базы оценки берутся несколько недавних сделок в районе вашей квартиры. Так, автор статьи получил осенью 1999 года оценку своей однокомнатной квартиры в 23.400$, при этом прекрасно зная, что более 20.000$ за нее никто не заплатит. Впрочем, за точностью здесь никто не гонится, он-лайн оценка квартиры - не более чем рекламный трюк с целью привлечения клиента.

Однако, не продажами едиными живет недвижимость в Интернете. Кратко охарактеризуем дело в других подразделениях. Девелоперское дело представлено в Сети только рядом корпоративных сайтов, газетой "Строй-Инфо", виртуальными строительными рынками, да рядом информационных систем. Оценщики имеют свой Виртуальный Клуб, ряд сильных корпоративных серверов, хорошее информационные ресурсы, ряд оживленных электронных досок. Очень неплохо представлена пресса по недвижимости: такие известные издания как "Домовой", "Тригон", "Московская Перспектива" и мн.др. известные газеты и журналы имеют качественные сервера с архивами или дайджестами статей. Не отстают и регионы: в Сети присутствуют краснодарский "Маклер", новосибирская "Недвижимость", питерские издания.

Одна из наиболее больных тем - аналитическая информация по рынку недвижимости. В принципе отсутствуют такие сверхнужные данные как цены сделок по недвижимости. Подробные аналитические материалы можно найти только на серверах Г.Стерника и ЦАРН, ряд риэлторских агенств регулярно выкладывает данные по средней стоимости кв.м. квартир в городе (что-то вроде средней температуры по больнице) и приблизительные описания тенденций изменения цен за последние месяцы/годы. Ряд серверов обладают более-менее детальными обзорами рынка квартир (продажи и аренда), уникально редко встречаются обзоры рынка коммерческой недвижимости и земли. Ощущается и нехватка литературы, особенно переводной. Наиболее продвинутый в этой области - сервер ЦАРН, собравший более сотни статей, документов и материалов.

Но пока мы поговорили о том, что в принципе есть в сети по недвижимости. Но каким образом потребитель может добраться до всего накопленного Рунетом богатства. Скажем прямо, сделать ему это пока не просто. По той простой причине, что невижимость в Сети к нему повернута отнюдь не лицом. Попытка использовать поиск по ключевому слову приводит к тому, что на потребителя обрушивается вал адресов страниц, подстраниц, серверов с безобразными аннотациями. Часть ссылок просто никуда не ведет. Разгребать эту кучу займет часы и дни. Использование каталогов типа РамблерТоп100 или Лист.Ру дает смесь из серверов риэлтерских агенств и электронных досок по недвижимости. Если именно это и нужно клиенту, то всего то и делов ему осталось как перебрать сотню линков в поисках наиболее подходящего. А если - нет?

Неупорядоченность информации в Рунете касательно недвижимости ставит в тупик даже пользователя со средним опытом блуждания по Сети. Нет т.н. колец сайтов (максимум подстраничка с полдюжиной линков). Сказывается недостаток электронной прессы (один Re:View на всех), сайтов-коллекторов (только сервер ЦАРН) и т.н. "троп" в Рунетовских серверах-каталогах и поисковиках. Идея "тропы", т.е. информационного блока об основных серверах того или иного направления деятельности, размещенного на популярных серверах типа Рамблера, представляется весьма плодотворной. Она уже внедрена на Западе (проект MiningCo), разрабатывается это направление и у нас (сервера @Rus, Лист.Ру). Однако недвижимость не освещена таким образом. В результате потенциальный клиент, помыкавшись с час на электронных досках объявлений и попытавшись прогрузить пару-тройку объемных серверов (которые, скорее всего, окажутся ему бесполезны), ставит жирный крест на Интернете как помошнике в решении его квартирного вопроса или бизнесе. Или клюнет на заманчивое предложение черного маклера на одной из электронных досок.

Тем не менее, для того, кто вложился в Интернет уже сейчас ждет отдача. В Рунет действует закон процентов, гласящий, что из полного числа посетителей результативными являются лишь несколько процентов. Проведем простейший расчет: пусть вы имеете хороший раскрученный сайт в Москве по продаже объектов недвижимости с посещаемостью около тысячи человек в день. Потенциальными клиентами окажутся 20-40 человек, из которых сделка будет осуществлена лишь с одним-двумя. Это в день. Тогда в месяц это даст 40-50 сделок. Нравится? Это чистый доход агенства в десятки тысяч долларов в случае Москвы. Затраты на такой сервер известны - несколько тысяч на создание сервера. Пятьсот - вебмастеру, пятьсот на ежемесячные рекламные акции. С налогами это выйдет пара тысяч в месяц. А доходы - десятки тысяч.

А если грамотно организовать Интернет-Индустрию в Рунете в целом, то можно доходы и удвоить. Спросите - за счет чего? Лучшая информированность клиента делает его более активным. Не секрет, что потенциальный покупатель месяцами ищет подходящий вариант во многом вследствие разбросанности информации по газетам, рекламациям и т.п. Организация должна помочь отобрать значительную часть клиентов у черных маклеров. Наконец, недостаток информации в значительной степени препятствует инвестициям в недвижимость со стороны корпоративных клиентов. В целом, можно отметить, что Интернет несомненно способен помочь вырваться бизнесу недвижимости из состояния стагнации, которая имеет место последние годы.

E-MAIL || ОГЛАВЛЕНИЕ || ГОСТЕВАЯ ЦАРН