От редактора:
В разделе "КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ" мы будем освещать, пожалуй, самый трудный сегмент московского рынка. Первые статьи посвещены аренде недвижимости этого вида.


Рынок аренды офисных помещений ЦАО Москвы.

Юрий Кочетков /ЦАРН/

Аренда офисов в Москве переживает не лучшие времена. Кризис чувствительно задел этот сегмент рынка недвижимости. Отток иностранных клиентов, кампания по сокращению расходов среди русских фирм, разорение их некоторой части – все это привело к тому, что даже по рыночной цене сдать офис весьма непросто, время экспозиции достигает полгода и выше в некоторых случаях. Тем не менее, рынок работает. По оценкам, в Москве арендой коммерческих объектов сейчас занимаются 60-80 лицензированных специалистов, сюда нужно еще добавить некоторое число “черных маклеров”. Число листинговых предложений офисов составляет около 4-5 сотен, включая офисы класса А.

Центр Анализа Рынков Недвижимости с декабря 1999 года ведет анализ рынка аренды коммерческих помещений в Центральном Административном Округе (ЦАО). На основе базы данных сделок и предложений ведется численный анализ и моделирование. Некоторые краткие результаты этой работы приводятся ниже. Из рассмотрения исключены офисы класса А как весьма специфический сегмент рынка аренды.

1. Структура предложения офисов в конце 1999 г.

1999

1998 предл.

1998

спрос

Диапазон, кв.м.

3.4

2.1

2.5

от 10 до 20

10.2

13.5

11.2

от 20 до 50

27.7

59.4

31.7

от 50 до 100

33.2

11.5

27.8

от 100 до 250

11.5

3.1

13

от 250 до 400

5.96

3.1

7.6

от 400 до 600

3.83

1

2.7

от 600 до 1000

1.7

4.2

1.9

от 1000 до 1500

2.55

2.1

1.6

свыше 1500

Табл.1 Распределение офисов по диапазону площадей в % от общего числа (цифры 1998 г. по данным [1]), данные 99-го года только по ЦАО (60% всех сделок по офисам).

Из таблицы хорошо видна перестройка системы предложений офисной площади в сторону требований арендаторов. Коэффициент корреляции между предложением 1999г. и спросом 1998г. составил 97%. Медианное значение площади офиса на основе б/д из 261 записи 1999г. – 130 кв.м.


Рис.1. Распределение офисов ЦАО по этажам здания.


Рис.2 Распределение офисов ЦАО по состоянию помещения.

Некоторые комментарии к рис.1-2: вследствие процесса перевода квартир 1-го этажа в центре Москвы, процент офисов на 1-м этаже, в целом, высок больше трети, несмотря на конкуренцию со стороны торгового назначения, и спрос на 1-й этаж насыщен. Следствием этого является невысокое различие стоимости кв.м. на 1-м и верхних этажах.

Как правило, при аренде офисов в состоянии “требуется ремонт расходы на проведение этого ремонта вычитаются из арендной платы.

  1. Усредненные показатели уровня цен аренды офисов ЦАО.

Ниже приведена гистограмма листинговых цен за декабрь 1999 г. Хорошо видно, что наиболее типичная цена предложения – 240 $/кв.метр в год. Тем не менее, прямой расчет среднего значения приводит к более высокой цифре - 280.7 $/кв.метр в год при стандартном отклонении в 104 $/кв.метр в год (т.е. основная масса объектов укладывается в рамки 175-385 $/кв.метр в год). Это связано с влиянием хорошо наблюдаемого “хвоста” дорогих офисов. Это, кстати, хороший пример ненадежности использования в качестве индикатора рынка такой величины как среднее арифметическое.

Моделирование рынка дало третью цифру – т.н. базовую ставку аренды 1 кв.м. в год, т.е. отправную цифру при расчете стоимости аренды офиса. За базовый офис принято стандартное помещение на непрестижной, но и не глухой улице, вход с улицы, 1-й этаж, в хорошем состоянии, без охраны, с возможностью парковки автотранспорта, без учета телефонов, коммунальные услуги и НДС не включены. Базовая ставка составляет 148 $/кв.метр в год. Значительная разница этой цифры и типичной цены предложения связана со следующими моментами:

Наконец, эти оценки можно сравнить с опубликованной оценками аналитического журнала RWAY по всей Москве – 350-380 $/кв.метр в год за офисы класса Б, 170-300 $/кв.метр в год за офисы класса С [2].

Рис.3 Число предложений по офисам в зависимости от их цены (декабрь 1999-го).

Типичная цена предложения

Средняя цена предложения

Базовая ставка сделки

240

281

148

Табл.2 Обобщенные показатели цены аренды офисов ЦАО в $/кв.метр

  1. Влияние факторов

Фактор

Субъективность

Значимость

Расположение на проспекте

2

Высокая

Расстояние до метро

1

Низкая

Общее местоположение

1

Высокая

Назначение дома, в котором находится объект

1

Низкая

Блок или коридорная система

2

Низкая

Кол-во комнат

1

Низкая

Санузел

1

Низкая

Этаж

1

Высокая

Этажность

1

Низкая

Состояние

3

Высокая

Охрана

2

Средняя

Парковка

2

Средняя

Телефон

1

Средняя

Вход в офис

1

Средняя

Решетки и сигнализация

1

Средняя

Часть здания/Особняк

1

Низкая

Год постройки

1

Низкая

Кухня, оф.оборудование

2

Средняя

Табл.3 Список факторов объекта, учитываемых рынком, их субъективность при описании и значимость при формировании цены.

В процессе моделирования рынка становится ясно – какие факторы реально участвуют в формировании цены аренды любого объекта, а какие, на данный момент, являются вторичными и оказывают влияние лишь в единичных случаях.

Наиболее сильной группой факторов является местоположение объекта – т.е. его расположение на престижной улице/проспекте и общее местоположение на карте ЦАО. Эти два фактора способны изменить стоимость аренды в 3-4 раза. Третий фактор этой группы - расстояние до метро, оказался незначимым. Рынок отслеживает расположение лишь непосредственно у станции метро. Возможно, этот феномен связан с тем, что решение о том – арендовать/не арендовать офис, принимают люди не пользующиеся метрополитеном.

Другим сильным фактором является состояние офиса, точнее – евроотделка. Цена таких офисов выше где-то в среднем на 25%. Интересно, что офисы требующие некоторого ремонта дешевле офисов в хорошем состоянии всего лишь на 15%. Видимо, это как раз связано с тем, что арендодатели обычно готовы приплатить этот ремонт, уменьшив или отказавшись от платы за период ремонта. Отметим высокую субъективность описания этого фактора. Один и тот же офис может быть приписан и к евроуровню и к просто хорошему состоянию, также и требование ремонта – офис можно назвать и удовлетворительным, и требующим ремонт (косметический или серьезный).

Этаж расположения офиса, в целом, не сильно влияет на цену, лишь подвалы ценятся в среднем на 16% дешевле. Практически не влияет блочная или коридорная система расположения офиса, а также то – в особняке ли он или в общем здании.

Что касается парковки и охраны, то рынок четко (изменением цены на 10-15%) выделяет случаи отсутствия возможности парковки и наличия. постоянной специализированной охраны

Прочие факторы либо не влияют на цену, либо меняют ее на считанные проценты. Либо субъективность их описания не позволяет точно определить их вклад (как в случае офисного оборудования). Интересно, что размер офиса не является значимым. Видимо, рынок уже подстроился под требования клиентов. Так, вспомним, что крупные офисы дробились на несколько мелких в период разукрупнения российских компаний после кризиса.

Помимо перечисленных в таблице факторов, существует еще одна группа – факторы условия сделки. Однозначно работающими являются факторы включения в цену НДС и коммунальных платежей. Продолжительность аренды, ее вид (вторичная-первичная) слабо влияют на цену. Интересным фактором является возможность торга. Так, если указана возможность торга в листинге, то это значит, что цена завышена в среднем на, минимальный торг значит завышение около 3-5%.

Вклад местоположения.

В принципе, хорошо известно мнение о том, что в первую очередь офисы выбираются по принципу “внутри Садового кольца – за его пределами”, это было во-многом связано с кольцевой градацией ставки первичной аренды. Т.е. клиент просто говорил риэлтору – “подберите офис внутри кольца”, это значило, что более детальное местоположение его мало интересует. Тем не менее, вклад местоположения довольно значительно варьируется в ЦАО. Есть “глухие”, непопулярные места, их довольно много, скажем район Садового кольца как в сторону Самотечных переулков, так и в сторону Каретного ряда, Лялин и Курсовой переулки, район Марьиной рощи и мн.др. Изменение в отрицательную сторону может достигать 50% стоимости аренды. Также существуют и притягательные места, наиболее яркими из которых можно выделить районы ул.Неглинной, Маросейки, Остоженки, Кудринской площади, Брестких улиц/ул.Гашека, прилегающие кварталы рядом с Центром Международной Торговли, зоны Бережковской набережной, Котельнических переулков. Цена в таких местах может быть выше среднего уровня на 40-60%. Еще на 20-25% повышается цена в том случае если офис расположен на престижных улицах, либо непосредственно у станций метро. Здесь срабатывает принцип конкуренции с торговым видом использования помещений.

4. Временной тренд 1999 года.


Рис.4 Ценовая динамика рынка офисов ЦАО в 1999 г.

Цены аренды упав в 1998-м на 25-40% продолжали движение вниз до осени 1999-го. На графике относительного изменения цен хорошо видно, что минимума цены достигли к сентябрю, далее начался постепенный подъем цен (пока не более 3%), связанный, по всей видимости, либо с осенней активизацией бизнеса в Москве, либо с тем психологическим моментом, что начали расти цены на жилье (как известно, риэлторы обычно работают параллельно с несколькими рынками), а это, подспудно, заставило приподнять к зиме цены предложений.

[1] Е.А.Винокурова, “Организация торговли на рынке недвижимости: проблемы и перспективы”, Выпускная работа ВШМБ, 1998

[2] Информационное издание “Кто есть кто на рынке недвижимости 2000”

|| E-MAIL || ОГЛАВЛЕНИЕ || ГОСТЕВАЯ ЦАРН