В разделе "КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ" мы будем освещать, пожалуй, самый трудный сегмент московского рынка. Первые статьи посвещены аренде недвижимости этого вида. |
Рынок аренды офисных помещений ЦАО Москвы.
Аренда офисов в Москве переживает не лучшие времена. Кризис чувствительно задел этот сегмент рынка недвижимости. Отток иностранных клиентов, кампания по сокращению расходов среди русских фирм, разорение их некоторой части – все это привело к тому, что даже по рыночной цене сдать офис весьма непросто, время экспозиции достигает полгода и выше в некоторых случаях. Тем не менее, рынок работает. По оценкам, в Москве арендой коммерческих объектов сейчас занимаются 60-80 лицензированных специалистов, сюда нужно еще добавить некоторое число “черных маклеров”. Число листинговых предложений офисов составляет около 4-5 сотен, включая офисы класса А.
Центр Анализа Рынков Недвижимости с декабря 1999 года ведет анализ рынка аренды коммерческих помещений в Центральном Административном Округе (ЦАО). На основе базы данных сделок и предложений ведется численный анализ и моделирование. Некоторые краткие результаты этой работы приводятся ниже. Из рассмотрения исключены офисы класса А как весьма специфический сегмент рынка аренды.
1.
Структура предложения офисов в конце 1999 г.
1999 |
1998 предл. |
1998 спрос |
Диапазон, кв.м. |
3.4 |
2.1 |
2.5 |
от 10 до 20 |
10.2 |
13.5 |
11.2 |
от 20 до 50 |
27.7 |
59.4 |
31.7 |
от 50 до 100 |
33.2 |
11.5 |
27.8 |
от 100 до 250 |
11.5 |
3.1 |
13 |
от 250 до 400 |
5.96 |
3.1 |
7.6 |
от 400 до 600 |
3.83 |
1 |
2.7 |
от 600 до 1000 |
1.7 |
4.2 |
1.9 |
от 1000 до 1500 |
2.55 |
2.1 |
1.6 |
свыше 1500 |
Табл.
1 Распределение офисов по диапазону площадей в % от общего числа (цифры 1998 г. – по данным [1]), данные 99-го года – только по ЦАО (60% всех сделок по офисам).Из таблицы хорошо видна
перестройка системы предложений офисной площади в сторону требований арендаторов. Коэффициент корреляции между предложением 1999г. и спросом 1998г. составил 97%. Медианное значение площади офиса на основе б/д из 261 записи 1999г. – 130 кв.м.
Некоторые комментарии к рис.1-2: вследствие
процесса перевода квартир 1-го этажа в центре Москвы, процент офисов на 1-м этаже, в целом, высок – больше трети, несмотря на конкуренцию со стороны торгового назначения, и спрос на 1-й этаж – насыщен. Следствием этого является невысокое различие стоимости кв.м. на 1-м и верхних этажах.Как правило, при аренде офисов в состоянии “требуется ремонт
” расходы на проведение этого ремонта вычитаются из арендной платы.Ниже приведена гистограмма листинговых цен за декабрь
1999 г. Хорошо видно, что наиболее типичная цена предложения – 240 $/кв.метр в год. Тем не менее, прямой расчет среднего значения приводит к более высокой цифре - 280.7 $/кв.метр в год при стандартном отклонении в 104 $/кв.метр в год (т.е. основная масса объектов укладывается в рамки 175-385 $/кв.метр в год). Это связано с влиянием хорошо наблюдаемого “хвоста” дорогих офисов. Это, кстати, хороший пример ненадежности использования в качестве индикатора рынка такой величины как среднее арифметическое.Моделирование рынка дало третью цифру – т.н. базовую ставку аренды 1 кв.м. в год, т.е. отправную цифру при расчете стоимости аренды офиса. За базовый офис принято стандартное помещение на непрестижной, но и не глухой улице, вход с улицы, 1-й этаж, в хорошем состоянии, без охраны, с возможностью парковки автотранспорта, без учета телефонов, коммунальные услуги и НДС не включены. Базовая ставка составляет 148 $/кв.метр в год. Значительная разница этой цифры и типичной цены предложения связана со следующими моментами:
Наконец, эти оценки можно сравнить с опубликованной оценками
аналитического журнала RWAY по всей Москве – 350-380 $/кв.метр в год за офисы класса Б, 170-300 $/кв.метр в год за офисы класса С [2].Рис.3 Число предложений по офисам в зависимости от их цены (декабрь 1999-го)
.
Типичная цена предложения |
Средняя цена предложения |
Базовая ставка сделки |
240 |
281 |
148 |
Табл.
2 Обобщенные показатели цены аренды офисов ЦАО в $/кв.метр
Фактор |
Субъективность |
Значимость |
Расположение на проспекте |
2 |
Высокая |
Расстояние до метро |
1 |
Низкая |
Общее местоположение |
1 |
Высокая |
Назначение дома, в котором находится объект |
1 |
Низкая |
Блок или коридорная система |
2 |
Низкая |
Кол-во комнат |
1 |
Низкая |
Санузел |
1 |
Низкая |
Этаж |
1 |
Высокая |
Этажность |
1 |
Низкая |
Состояние |
3 |
Высокая |
Охрана |
2 |
Средняя |
Парковка |
2 |
Средняя |
Телефон |
1 |
Средняя |
Вход в офис |
1 |
Средняя |
Решетки и сигнализация |
1 |
Средняя |
Часть здания/Особняк |
1 |
Низкая |
Год постройки |
1 |
Низкая |
Кухня, оф.оборудование |
2 |
Средняя |
Табл.
3 Список факторов объекта, учитываемых рынком, их субъективность при описании и значимость при формировании цены.В процессе моделирования рынка становится ясно – какие факторы реально участвуют в формировании цены аренды любого объекта, а какие, на данный момент, являются вторичными и оказывают влияние лишь в единичных случаях.
Наиболее сильной группой факторов является местоположение объекта – т.е. его расположение на престижной улице/проспекте и общее местоположение на карте ЦАО. Эти два фактора способны изменить стоимость аренды в 3-4 раза. Третий фактор этой группы - расстояние до метро, оказался незначимым. Рынок отслеживает расположение лишь непосредственно у станции метро. Возможно, этот феномен связан с тем, что решение о том – арендовать/не арендовать офис, принимают люди не пользующиеся метрополитеном.
Другим сильным фактором является состояние офиса, точнее – евроотделка. Цена таких офисов выше где-то в среднем на 25%. Интересно, что офисы требующие некоторого ремонта дешевле офисов в хорошем состоянии всего лишь на 15%. Видимо, это как раз связано с тем, что арендодатели обычно готовы приплатить этот ремонт, уменьшив или отказавшись от платы за период ремонта. Отметим высокую субъективность описания этого фактора. Один и тот же офис может быть приписан и к евроуровню и к просто хорошему состоянию, также и требование ремонта – офис можно назвать и удовлетворительным, и требующим ремонт (косметический или серьезный).
Этаж расположения офиса, в целом, не сильно влияет на цену, лишь подвалы ценятся в среднем на 16% дешевле. Практически не влияет блочная или коридорная система расположения офиса, а также то – в особняке ли он или в общем здании.
Что касается парковки и охраны, то рынок четко (изменением цены на 10-15%) выделяет случаи отсутствия возможности парковки и наличия. постоянной специализированной охраны
Прочие факторы либо не влияют на цену, либо меняют ее на считанные проценты. Либо субъективность их описания не позволяет точно определить их вклад (как в случае офисного оборудования). Интересно, что размер офиса не является значимым. Видимо, рынок уже подстроился под требования клиентов. Так, вспомним, что крупные офисы дробились на несколько мелких в период разукрупнения российских компаний после кризиса.
Помимо перечисленных в таблице факторов, существует еще одна группа – факторы условия сделки. Однозначно работающими являются факторы включения в цену НДС и коммунальных платежей. Продолжительность аренды, ее вид (вторичная-первичная) слабо влияют на цену. Интересным фактором является возможность торга. Так, если указана возможность торга в листинге, то это значит, что цена завышена в среднем на, минимальный торг значит завышение около 3-5%.
Вклад местоположения.
В принципе, хорошо известно мнение о том, что в первую очередь офисы выбираются по принципу “внутри Садового кольца –
за его пределами”, это было во-многом связано с кольцевой градацией ставки первичной аренды. Т.е. клиент просто говорил риэлтору – “подберите офис внутри кольца”, это значило, что более детальное местоположение его мало интересует. Тем не менее, вклад местоположения довольно значительно варьируется в ЦАО. Есть “глухие”, непопулярные места, их довольно много, скажем – район Садового кольца как в сторону Самотечных переулков, так и в сторону Каретного ряда, Лялин и Курсовой переулки, район Марьиной рощи и мн.др. Изменение в отрицательную сторону может достигать 50% стоимости аренды. Также существуют и притягательные места, наиболее яркими из которых можно выделить районы ул.Неглинной, Маросейки, Остоженки, Кудринской площади, Брестких улиц/ул.Гашека, прилегающие кварталы рядом с Центром Международной Торговли, зоны Бережковской набережной, Котельнических переулков. Цена в таких местах может быть выше среднего уровня на 40-60%. Еще на 20-25% повышается цена в том случае если офис расположен на престижных улицах, либо непосредственно у станций метро. Здесь срабатывает принцип конкуренции с торговым видом использования помещений.4. Временной тренд 1999 года.
Рис.4
Ценовая динамика рынка офисов ЦАО в 1999 г.Цены аренды упав в 1998-м на 25-40% продолжали движение вниз до осени 1999-го. На графике относительного изменения цен хорошо видно, что минимума цены достигли к сентябрю, далее начался постепенный подъем цен (пока не более 3%), связанный, по всей видимости, либо с осенней активизацией бизнеса в Москве, либо с тем психологическим моментом, что начали расти цены на жилье (как известно, риэлторы обычно работают параллельно с несколькими рынками), а это, подспудно, заставило приподнять к зиме цены предложений.
[1] Е.А.Винокурова, “Организация торговли на рынке недвижимости: проблемы и перспективы”, Выпускная работа ВШМБ, 1998
[2] Информационное издание “Кто есть кто на рынке недвижимости 2000”