От редактора:

Довольно интересным явление на рынке недвижимости стали московские выставки-ярмарки. Ниже - рассказ о двух последних, которые проходили в Центральном Доме Художника и на Всероссийском Выставочном Центре.
dom.jpg - 9389 Bytes


Весна рынка недвижимости: выставки-ярмарки.

Юрий Кочетков (ЦАРН)

Итак, закончили свою работу две очередные московские выставки-ярмарки по недвижимости: "Недвижимость-2000" и "Недвижимость для москвичей". В каком-то смысле - немножко конкуренты, в каком-то - соратники и коллеги.

Как отметил президент РГР Гусев, идея проведения подобных выставок в корне отлична от того что проводилось ранее в России в этом направлении и от того что проводится на Западе. Такие выставки - это организация встречи "специалист-покупатель", в отличие от стандартной схемы "специалист-специалист". Московские выставки-ярмарки, похоже, становятся традиционными. Отметим также, что время их проведения совпадает с полугодичными периодами активизации рынка недвижимости.

Подход "специалист-покупатель" был реализован в каждом из двух случаев по-разному. Первая выставка - "Недвижимость-2000" в ЦДХ проходила под маркой известного застройщика ДСК-1, который, в первую очередь, пропагандировал новые формы работы с покупателем - ипотеку, кредиты, коммандитное товарищество. Соседями ДСК-1 были также сильные застройщики и кредитные организации, отметим, в частности, Сбербанк. То есть посетитель едва войдя в зал знакомился со строительно-финансовым комплексом в лице этих организаций. И работа выставки была направлена на формирование покупателя недалекого будущего, готового сейчас или со временем вложиться в долевое строительство, а возможно - взять ипотечный кредит. Конечно, в соседнем зале присутствовали риэлторские агентства, но это был, так скажем, второй план.

Выставка ВВЦ "Недвижимость для москвичей" - несколько другая история. Доминантой здесь было участие Российской Гильдии Риэлторов (РГР). Соответственно, зал был заполнен стендами различных агентств недвижимости. То есть акцент был сделан на работе с покупателем текущего момента. В частности, по сравнению с выставкой в ЦДХ, появилось несколько подмосковных агентств, работающих с более дешевыми квартирами, да и просто круг агентств был значительно шире. Покупателю, в каком-то смысле, было и проще и сложнее искать на этой выставке. Обилие рекламы, листингов, схем покупки могло запутать и опытного специалиста. Агентства, заполнившие стенды стремились выложить товар лицом и соревновались в том как завлечь к себе клиента. Однако, по правде сказать, все сводилось к предложению новостроек и собственного списка эксклюзивных объектов. Что-то принципиально новое никто предложить был не в силах.

Квартиры. Так или иначе, но это был ключевой лейтмотив обоих выставок. Предлагались квартиры. Дачи, земельные участки, нежилые помещения, аренда остались на самом краешке показа. Несмотря на то что вал прибыльных сделок по квартирам давно схлынул, другие виды недвижимости не в силах пока составить ему конкуренцию. Агентства, специализирующиеся исключительно на аренде, либо на элитных объектах, либо на нежилых помещениях, замечены не были. Достаточно показательно. Если провести параллель "базар-бутик" то мы находимся явно в начале этой цепочки. Впрочем, все мы хорошо помним, именно так начиналась торговля в пост-коммунистической России по всем направлениям.

В этом плане, конечно, интересен подход выставки в ЦДХ. Конечно, понятно, что прямая продажа "квартира-деньги" доминирует над другими видами сделок, как-то: покупка в рассрочку, ипотечный кредит и пр. Можно сказать, что выставка в ЦДХ во многом закладывает тот цивилизованный рынок, который ожидает нас в будущем. Пока на чисто информационном уровне, что "так можно тоже". Устроители (ДСК-1) честно признались, что рассчитывают на перспективу в пять лет, полагая что к тому времени другие виды сделок сравняются по объему с прямыми продажами.

Информационное направление на обоих выставках было представлено рядом изданий-листингов ("Тригон", "Из рук в руки", "Столичная Недвижимость" и др.), а также несколькими специализированными агентствами, осуществляющих информационную поддержку рынка. Здесь можно отметить программный комплекс "Realt-One", ряд аналитических сборников, каталог новостроек "RealEsMedia", виртуальные туры по объектам от "Миеля". Разработки в области Интернет были пока единичными, красовалось всего пара-другая корпоративных серверов агентств недвижимости, демонстрировался портал "RealEsMedia", наконец, агентство "Ника" разъясняло посетителям как работать с их базой данных в Интернете (проект Realtinfo). И пока что - все. Надеемся, что только пока.

b_miel.jpg - 13223 Bytes

В целом, выставки такого рода скорее решают задачу познакомить покупателей (да и продавцов) с цивилизованным рынком недвижимости, чем обеспечивают поток запланированных сделок. Хотя, уже отмечалось ранее, что так или иначе сотни покупателей находят то что им нужно прямо на выставке. Тем не менее, по отзывам участников активность покупателей была, в целом, ниже чем на осенних выставках. Сказывался, что называется, "не сезон". И это не смотря на то, что в выходные дни было просто не протолкнуться.

Особой формой общения были конференции, проводимые параллельно с работой выставок. Причем, часть из них была рассчитана именно на покупателей, на них разъяснялись новые формы работы в риэлторском бизнесе, особенности рынка недвижимости и проведения сделок. Наболевшей темой была, конечно, регистрация прав собственности на недвижимость, и хотя представители городских служб пообещали продвижение в этом вопросе, конкретные решения так и не прозвучали. А обещанного, как известно, три года ждут. Так что, похоже, мучаться с московской системой регистрации придется еще несколько лет.

Итак, участники рынка недвижимости получили новый информационный ресурс. Каждый посетитель может ознакомиться со значительным числом предложений по квартирному рынку, бесплатно получить последние бюллетени и газеты по рынку недвижимости, купить мониторинги рынка, специализированные издания, послушать мнения специалистов и, наконец, получить информацию о новейших разработках перспективного направления - Интернет для недвижимости. Так что на выставки-ярмарки ходить стоит.

(сокращенный вариант статьи был опубликован в газете "Наша Собственность" N16/2000)


|| E-MAIL || ОГЛАВЛЕНИЕ || ГОСТЕВАЯ ЦАРН