Итак, пришло время собирать урожай. То бишь - самая горячая пора на рынке недвижимости: четвертый квартал. Застройщики стремятся до Нового Года сдать объекты, чтобы было чем отчитываться перед мэрией, риэлторы - сделать финансовый аккорд в своей деятельности, а покупатели - поскорей решить злополучный квартирный вопрос. Одни продавцы, подобно улитке, куда-то запрятали свой товар. Впрочем, в августе - сентябре был отмечен небольшой, три-четыре процента, но все же рост числа предложений. А цены...
Однако рынок - не самое интересное в сентябре. В сентябре самое интересное - выставки-ярмарки по недвижимости. Самой первой оказалась риэлторско-пролетарская ДОМЭКСПО. Выставка эта становится раз от раза все обширнее и "круче". То слона приведут, то кордебалет спляшет, то дирижабль запустят. Словом, нескучно посетителям.
А нынешняя ДОМЭКСПО еще и тем отличилась, что и для специалистов сюрпризы припасла - ряд довольно примечательных семинаров. Конечно, все посетить никоим образом не удалось, однако на трех ваш покорный слуга честно отсидел. Касательно самого первого неплохо написал в этой заметке Андрей Бекетов. Поэтому о нем больше не будем.
Второй семинар был посвящен актуальной теме рекламы объектов недвижимости в Интернет. Докладывал г-н Давыдов, представлявший сервер Горячая линия недвижимости. Из доклада хотелось бы выделить несколько прозвучавших мыслей. Одна из них состоит в том, что трафик на сайт по недвижимости следует привлекать не только из Интернета обычными путями, но и из офф-лайна тоже. Более того, на втором источнике следует делать акцент. Что ж, мысль довольно верная, ибо давно стало понятно, что 1/6 населения, которая регулярно пользуется Интернетом, это еще далеко не все покупатели недвижимости. Более того, самый аппетитный клиент как раз в эту одну шестую не входит. Я имею в виду крупных бизнесменов, жен состоятельных людей и т.п. Однако, как показывает опыт, приток посетителей из офф-лайна весьма и весьма скуден. Не спасает ни телевидение, ни массовые издания. Тем не менее, бороться за офф-лайнового визитера стоит. Несомненно стоит.
Другая мысль прозвучала в ответе на один из вопросов. Это был вопрос о позиционировании сервера РелайнРу. Докладчик четко ответил: сервер - рекламная площадка, расчитанная на привлечение узкой категории рекламодателей - риэлторов. Не информационное агентство он-лайн, не визитная карточка ЗАО или ООО, не благотворительный ресурс, а именно - рекламная площадка, решающая конкретную задачу. Именно так и стоит подходить к Интернет-проектам по недвижимости.
Наконец, еще одна мысль - риэлторы Питера до сих пор не воспринимают Интернет как эффективную рекламную площадку. При звонках клиентов не отслеживается - с какого Интернет-ресурса поступил клиент. В Москве, замечу, ситуация аналогичная. Приходится часто прозванивать те или иные варианты из б/д "Московские Новостройки". Вопросы "а откуда вы о нас узнали?" задаются часто. Отвечаю - "из Интернета", но еще ни разу никто не спросил - "а с какого Интернет-ресурса?". Грустно.
Наконец, третий семинар был посвящен обсуждению проекта закона "О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья". Точнее - разгрому этого проекта профессионалами рынка. Для описания этого события воспользуемся двумя отзывами непосредственных свидетелей побоища в ВКР:
* Отзыв Ю.Кочеткова /Недвижимость Столицы/
* Отзыв В.Ильина /ООО "Фирма "Граст"/
Однако, пора перейти к прочим выставкам. Основной конкурент ДОМЭКСПО - выставка-ярмарка в ЦДХ "Недвижимость-2001". Выставка застройщиков, так сказать. Очень порадовала хорошая подготовленность ряда участников к этому мероприятию. Качественные стенды, интересная рекламная продукция. Удивил Главмосстрой, выпустивший хорошо оформленные многостраничные буклеты формата А4, посвященные своим объектам. Отличный набор рекламаций представила фирма "Крост". Чувствуется, что застройщики поняли всю важность рекламно-информационного сопровождения своей продукции. Дело дошло до того, что представляются объекты 2002 года, которые еще находятся в стадии доработки документации.
Из семинаров хотелось бы отметить пресс-конференцию представителей Московского Строительного Союза (МСС). Строители отрапортовали, что уже ввели в строй 2 млн.кв.м. жилья в этом году и готовы выйти на рубеж 3.5 млн.кв.м. к концу года. Напомним, что в прошлом году были серьезные нарекания по поводу срыва плана строительства и едва удалось достичь планки в три миллиона. Впрочем, год году рознь. Ныне строителей уговаривать строить не приходится. Кстати, из двух построенных миллионов почти четверть относится на чисто коммерческое жилье.
Еще одна интересная цифра, опубликованная в пресс-релизе, - 1.7 млн.кв.м. жилья по индивидуальным проектам, которые предполагается ввести в строй в 2002 году. Это соответствует 150-200 новым объектам на рынке. В дополнение к тем двум сотням, которые присутствуют уже сейчас на нем. Так что конкуренция намечается плотная, и вполне понятны рекламные усилия крупных застройщиков. Кстати, число самих застройщиков и инвесторов также ощутимо возросло.
Наконец, полгода назад г-н Ресин на предыдущей выставке в ЦДХ обнародовал факт образования комиссии по контролю за ценами на рынке строительства. К сожалению, его самого на пресс-конференции не было, и ответ пришлось держать строителям МСС. По их словам комиссия, в основном, сосредоточилась на проведении тендеров на поставку стройматериалов по возможно наименьшим ценам, что привело к приостановке роста себестоимости новостроек. Что, впрочем, не помешало рыночным ценам на новостройки расти самостоятельно. Ибо рынок есть рынок. Растет спрос - растет и цена. Удивительно, но в некоторых районах цены на панельные новостройки приблизились вплотную к ценам на монолитные здания.
Третьей выставкой, о которой хотелось бы упомянуть, является "Строительство и Архитектура - 2001" на Красной Пресне. Это, в отличие от предыдущих, - выставка для специалистов, что определило ее немноголюдность. Участники - наши соотечественники плюс экспозиция ТПП Югославии. Удивительно, но больше зарубежных компаний замечено не было, хотя рынок строительства довольно интернационален. Это свидетельствует о том - насколько "схвачена" Москва, как тяжело сюда проникнуть "чужакам", будь то поставка стройматериалов, технологий или подрядное строительство. Еще один штрих - практически не представлялось каких-то архитектурных проектов, видимо все на себя оттягивает майский РЕАЛТЕКС.
Ну а на закуску - численное подтверждение того, что рост цен не останавливается, хотя, по моему мнению, немалый толчок дали события в Нью-Йорке и Вашингтоне и фондовый кризис. Доллар, несомненно, сбросил дополнительную порцию своего веса, однако усиление тенденции роста цен вызвано, скорее, психологическими моментами, о чем писалось в предыдущей статье.
1-комн. |
2-комн. |
3-комн. |
1.052 |
1.053 |
1.046 |
Табл.1 Средние значения отношений цен предложений конца сентября к ценам августа для квартир различной комнатности.
Параметр |
Центр |
Прочие районы |
Отношение |
1,041 |
1,059 |
Станд.погрешность |
0,022 |
0,007 |
Табл.2 Средние значения отношений цен предложений конца сентября к ценам августа для квартир различного местоположения.